[personal profile] maelgon
“Бeовульф и Грендель” | “Beowulf & Grendel” (Великобритания, Исландия, Канада, 2005)
Режиссёр: Стурла Гуннарсон
В ролях: Жерар Батлер, Ингвар Эггерт Сигурдссон, Стеллан Скарсгард, Сара Полли
Композитор: Ильмар Орн Ильмарссон

“Услышал весть
о победах Гренделя
храбрец гаутский,
дружинник Хигелака -
он был сильнейшим
среди могучих
героев знатных”


Когда-то конунг данов Хродгар (Стеллан Скарсгард) расправился с отцом Гренделя; самого же Гренделя по малолетству пощадили. Прошли годы. Малютка, всё это время державший папашину голову в качестве напоминания о былом, вымахал в здоровенного громилу (Ингвар Эггерт Сигурдссон) и принялся уничтожать подданных Хродгара. Поскольку даны оказываются не способны дать отпор великану-убийце, из-за моря со своими воинами прибывает храбрец Беовульф (Жерар Батлер), открывающий сезон охоты на тролля.

- Разве это вид человека, отправляющегося в Вальгаллу?
(Хродгар об одном из убитых Гренделем)

Видит Один, мне действительно хотелось бы сказать хоть пару хороших слов о данном фильме, тем паче что предшествующее измышление тему англосаксонской поэмы – “Биоволк” с Кристофером Ламбертом – было чем-то из ряда вон. Однако новая версия, окрещённая пиратами “Бeовульф-2: Бeовульф против короля Троллей”, не так уж далеко ушла от той нелепицы. Те, кто читал текст, по первой половине которого “Beowulf & Grendel” поставлен, осведомлены о некоторой сбивчивости повествования: основное действие то и дело перемежается экскурсами в далёкое прошлое, практически никакого отношения к происходящему не имеющими. Сценаристу фильма же, решившему взглянуть на известное предание под новым углом, удалось достичь сумятицы и без всяких отсылок к истории – герои бесцельно перемещаются по экрану, поступки их лишены цели, а речи связности.

Пока ночами отряд Беовульфа, затаившись в обители Хродгара, не спит, ожидая, когда Грендель заявится в гости, сам тролль носится снаружи, даже не предпринимая попытки вторжения. Днём храбрые воины сами ищут врага; Грендель тем временем в своей пещере устраивает некоторое подобие боулинга, с человеческими черепами вместо кеглей. Хродгар всю эту пору пьёт горькую и жалуется на свою тяжкую судьбу, а десяток статистов, изображающих народ данов, кругами ходит вокруг амбара, представляющего собой дворец. Тут же присутствуют христианский миссионер, жаждущий причастить язычников к правой вере, и ведьма, которая всё про всех знает, но никому ничего не скажет. Две с половиной боевые сцены поставлены из рук вон плохо, а основной моральный посыл фильма, что тролли тоже люди и ничто человеческое им не чуждо, как-то совершенно не вяжется с первоисточником. Усугубляет всё дело отчаянная нехватка бюджета, и какая-то рассеянная манера съёмки: чуть у героев иссякает их небогатый запас слов, оператор теряет интерес к происходящему, а камера устремляется куда-то вдаль, к природным просторам.

Даже странно, что в титрах этого полуторачасового недоразумения не стоит имя Уве Болла; и хотя кажется порой, что режиссёр хотел донести до аудитории что-то важное, конечный итог усилий удручает. Показательна первая встреча Беовульфа и Гренделя лицом к лицу: пока воин ярится и, размахивая мечом, вызывает противника на честный бой, тролль, находясь на безопасном расстоянии, глупо передразнивает человека и швыряется камешками. Вот так же и зритель с фильмом - сплошное непонимание, говоря короче, с какой стороны не посмотри.

Посты по теме:

  • Кольцо нибелунгов

  • Минотавр

  • Тролли в мифологии и литературе
  • Date: 2006-09-11 06:05 am (UTC)
    From: [identity profile] bekusha.livejournal.com
    Иногда так и хочется обратиться к мувимейкерам: "Снимайте, снимайте же дрянное кино! По нему потом Маэлгон замечательнейшую рецензию отпишет!" :)))

    Date: 2006-09-11 06:16 am (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    А потом у Маэлгона ум за разум заходит, когда он пытается постичь тайный замысел очередного режиссёра. Ну или сталкивается с восторженными отзывами на то, что казалось и слова доброго не стоит. %)

    Date: 2006-09-11 07:19 am (UTC)
    From: [identity profile] natafey.livejournal.com
    Беовульфу хронически не везёт с экранизациями :)
    Мне смутно вспоминается некий фильм, называвшийся, кажется "Тринадцатый воин",в котором благородный мусульманин спасает безвольных датчан от набегов каких-то злостных язычников-неандертальцев.
    Тот фильм вызвал у меня аналогичное ощущение непонимания и разочарования.

    Date: 2006-09-11 07:29 am (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    "Тринадцатый воин" (где главную роль играл Бандерас) - это экранизация романа Майкла Крайтона "Пожиратели мертвых", в основу которого в свою очередь легли два исторических произведения: "Беовульф" и "Путешествие Ибн Фандлана в Волжскую Булгарию".

    Но мифологические эпосы вообще получаются каким-то сложным для экранизации материалом: что "Троя", что "Кольцо Нибелунгов", что две фантазии на тему Беовульфа - всё мимо кассы. ;-/

    Date: 2006-09-11 07:40 am (UTC)
    From: [identity profile] natafey.livejournal.com
    Должно быть, масштаб угнетает режиссеров и сценаристов :(

    Date: 2006-09-11 08:22 am (UTC)
    From: [identity profile] chochomyki.livejournal.com
    Это потому что сценаристы их не читали. Ни "Трою", ни "Кольцо..." С "Троей" вообще набор клише и жуткие женщины в роли красавиц. "Беовульфа" не смотрела, смотрела "Биоволка", по-моему, бред.

    Что касается "Тринадцатого воина" не все так плохо, посмотреть вечером и тут же забыть.

    Date: 2006-09-11 08:33 am (UTC)
    From: [identity profile] bekusha.livejournal.com
    Согласна про "13-го". Особенно если не знать, что это, вообще-то, эпос, то гораздо легче смотрится, без больших ожиданий. Лично я смотрела его как боевичок-триллер-мистика. Ничего так. :))

    Date: 2006-09-11 03:50 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Так это коли эпос - то уже в двойной переработке. ;) Так что проще его считать самостоятельным литературным, а потом и кинематографическим произведением. А так действительно - посмотреть, не плеваться, но и вряд ли вспоминать потом долго и трепетно.

    Date: 2006-09-11 01:29 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    В "Трое" очень забавно, помимо прочего, смотрелся типичный ирландец Брэд Питт в качестве грека Ахилла. Да и сцена убийства его Парисом тоже такой экшен беспредельный, прямо расстрел комиссара Катанио.

    Date: 2006-09-11 08:54 am (UTC)
    From: [identity profile] lliothar.livejournal.com
    У меня такое ощущение, что они этот эпос разок читают, чтобы имена не перепутать, после чего закрывают на хрен и несут полную отсебятину в голливудских объемах, масштабах и законах. КОгда я на "Трою" ходила (а я, прошу заметить, в школе эту греческую мифологию знала назубок и Гомера мы в восьмом классе учили наизусть :), то к концу часа уже просто под кресло от хохота сползала. Сначала всех хотелось поубивать, потом просто тихо ржала. :)
    Хотя "Король Артур" был еще круче :) Гвиневера из пиктов в эльфийском пеньюарчике а ля Арвен на шотландском морозе - это ваще!

    Date: 2006-09-11 01:29 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Как на мой взгляд: задача хорошего сценариста даже необязательно в том, чтобы дословно передать эпос киноязыком (всё равно хронометраж не позволит). Можно и просто увлекательно пересказать историю - но зачем же явную чушь пороть?

    В "Короле Артуре" разве что актёры второго плана были хороши (хотя такие имена у сарматов слышать несколько удивительно, скажем так). И ещё там был красивый саундтрек (в записи заглавной песни которого приняла участие сестра Энии, Майра Бреннан) - но это уже заслуга композитора Циммера, а не режиссёра. Хотя, как я видел, кому-то "Король Артур" приглянулся до крайности.

    Цитирую: "Все же в целом это оригинальная и предельно романтическая история, не смотря на все недостатки, для меня стала лучшим пеплумом всех времен. Все же 9 из 10. На таких фильмах должны расти дети!" (http://community.livejournal.com/kinoclub/149625.html)

    Date: 2006-09-11 03:05 pm (UTC)
    From: [identity profile] chochomyki.livejournal.com
    Это кто сказал? Это оттуда - откуда чудесные отзыва по поводу Клика и Супермена?:))))

    Объясни неграмотной, что такое "пеплум"?

    "Корль Артур" - большое разочарование, но батальные сцены были неплохи.

    Date: 2006-09-11 03:34 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Это из поста в киноклубе цитата, на него же и ссылка ведёт. %) Понравилось кому-то очень, бывает..

    А "пеплум": если на Древнюю Грецию ориентироваться, то это женская верхняя одежда, безрукавка, что поверх туники одевалась. ;-)
    Если же про кино говорить, то так называют картины, посвященные истории Древнего Рима. Хотя сейчас так называют практически любой исторический фильм. Если интересно - то вот подробная статья (http://cinema.km.ru/magazin/view.asp?id=C903281E9B3F11D39718000000000000) за авторством Image (http://kinanet.livejournal.com/profile)Сергея Кудрявцева (http://kinanet.livejournal.com)

    Date: 2006-09-11 11:54 pm (UTC)
    From: [identity profile] lliothar.livejournal.com
    *прочла* Я все понимаю, солнышко, но к 452 году римляне уже полста лет как нафиг умотали из Британии :))))

    Date: 2006-09-11 08:08 pm (UTC)
    From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
    >"Беовульф" и "Путешествие Ибн Фандлана в Волжскую Булгарию".
    И второй я все-таки прочитаю :).

    Date: 2006-09-12 09:17 am (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Вот Фандлана я не читал - только на семинарах в чужом пересказе слышал. А с Беовульфом пришлось близкое знакомство свести. :-)) Посему как-то особенное раздражение вызвала эта вот постановка, которой пост посвящен.

    Date: 2006-09-13 08:10 am (UTC)
    From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
    Сейчас первый лежит в сети - я недавно радовался :).
    А читать первоисточники фильма обычно вредно для настроения :)

    Date: 2006-09-13 10:20 am (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Ну почему же - если читать первоисточник после просмотра, то как раз может получиться весьма неплохо. Особенно если фильм понравился: велик шанс, что книга понравится ещё больше. :-) Таким образом выходит два удовольствия "в одном флаконе".

    Date: 2006-09-13 04:22 pm (UTC)
    From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
    Конечно, но ни в коем случае - перед просмотром. :)

    Date: 2006-09-11 10:14 am (UTC)
    From: [identity profile] wwwolk.livejournal.com
    мрачно... а так хочется приличного исторического или уж фиг с ним, хотя бы просто, маштабно-батального кино! Остается ждать "Волкодава"...

    Date: 2006-09-11 08:04 pm (UTC)
    From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
    Я некоторую :) часть буквально на днях видел, так что если есть вопросы - милости прошу :).

    Date: 2006-09-12 02:42 am (UTC)
    From: [identity profile] wwwolk.livejournal.com
    Ох нет, я лучше потерплю до января... Я искренне боюсь разочароваться, уж лучше сразу и навсегда, или полюбить или проклянуть... %)

    Date: 2006-09-12 06:00 am (UTC)
    From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
    Тоже правильно :)

    Date: 2006-09-11 11:17 am (UTC)
    From: [identity profile] replikator.livejournal.com
    После Кристофера Ламберта какие-то неприятные ассоциации со словом Беовульф..

    Date: 2006-09-11 01:33 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Да, сильно блондинистый Ламберт это, конечно, мощь неимоверная. Я "Биоволка" два раза пытался увидеть полностью, но нервная система не сдюжила и пришлось смотреть порционно.

    Date: 2006-09-11 03:08 pm (UTC)
    From: [identity profile] chochomyki.livejournal.com
    У Ламберта вышел фильмец "Страшный суд" с глупой темой, что поскребешь каждого испанца - а он еврей, где в конце идет сплошной цитирование сцены с целованием руки Майкла Корлеоне, но в средние века. Вот где маразм-то! Вобщем стух Ламберт:(

    Date: 2006-09-11 03:23 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Я так вообще и не припомню у Ламберта ряда актерских удач. Для меня он в первую очередь всегда оставался Горцем (http://maelgon.livejournal.com/43121.html), причем из самой первой картины. А вот так чтобы ещё где-то - это уже память надо напрягать. %)

    Date: 2006-09-11 03:44 pm (UTC)
    From: [identity profile] no-stairway.livejournal.com
    >>А вот так чтобы ещё где-то - это уже память надо напрягать. %)

    был фильм Бессона "подземка" с Ламбертом, Марсо и Рено
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    А я только "Метро" с Эдди Мэрфи видел. ;-(
    Осталось теперь дождаться фильма, скажем, "Кольцевая" с кем-нибудь вроде Гоши Куценко в главной роли.
    From: [identity profile] no-stairway.livejournal.com
    где-то с неделю назад видел по "культуре" испанский фильм, действие которого происходит в метрополитене. там, в результате математического казуса, пропадает поезд. Довольно метафорично. название, к сожалению, не знаю.
    From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
    "Мебиус". Впечатляет :).
    From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
    Вообще, Кристофер Ламберт был неплох, пока звался Кристофом Ламбером :)))
    Серьезно :).
    А потом... Как Жан Рено, в общем :(. Тоже Бессон - "Голубая бездна" (ИМХО, лучший), "Леон"...
    "Арлетт" неплохая комедия, там косатка красиво прыгает :)

    Date: 2006-09-12 09:00 am (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Жану Рено, пожалуй, ещё труднее чем Ламберту - его образ немногословного и крутого парня сейчас активно эксплуатируют и видимо не вырваться ему из этого порочного круга. %) Ламберту в этом отношении экспериментировать проще, хотя нужен ли он ещё кому-то, вот вопрос..

    Date: 2006-09-11 12:13 pm (UTC)
    From: [identity profile] g502.livejournal.com
    чей-то как то обиделся за "13"-го...читал Майкла Крайтона "Пожиратели мертвых" с комментариями и пояснениями относительно первоисточников, которых (могу ошибаться) в оригинале не осталось...согласен - в фильме использовали только общую идею (очень обобщено), но и название не претендует на экранизацию событий...в хорошем качестве записи и нормальном переводе вполне хорошо...

    Date: 2006-09-11 01:29 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Вот и надо было обратиться к особо недовольным - авось и завялась бы масштабная дискуссия с последующим побитием. :-D
    Я роман Крайтона не читал, так что вполне допускаю, что фильм рознится с первоисточником (так оно обычно и бывает). А сам "13-й воин" - в восторге от него, признаюсь, не был, но и особого отторжения не появилось; и похуже фильмы были.

    Date: 2006-09-11 03:10 pm (UTC)
    From: [identity profile] belik.livejournal.com
    Все, что там хлорошего - это седой мальчик с косицей в самом начале:)

    Date: 2006-09-11 03:19 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Ага, меня ещё умилило как сей малыш сосредоточенно голову папаши от туловища отделял, чтобы с собой унести. Но вот что из него после выросло..
    Я, кстати, не понял - а куда у взрослого Гренделя седина подевалась?

    Date: 2006-09-11 03:21 pm (UTC)
    From: [identity profile] belik.livejournal.com
    Покрасил:) Хной:)

    Сплошная.. хна

    Date: 2006-09-11 03:27 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    У него там был своеобразный способ приведения себя в порядок: пару раз себя по лбу булыжником треснул - и вот ты уже весь красный и красивый.

    Re: Сплошная.. хна

    Date: 2006-09-11 03:33 pm (UTC)
    From: [identity profile] belik.livejournal.com
    Ну -после такого любая седина пропадет!:)

    Date: 2006-09-12 01:22 pm (UTC)
    From: [identity profile] lazarus-long007.livejournal.com
    Зато там пейзажи очень красивые %)

    Date: 2006-09-12 01:34 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Это, конечно же, искупает всё остальное, а как же. :-D Где ж ещё на пейзажи посмотришь, кроме как в экранизации эпоса?

    Date: 2006-09-12 01:39 pm (UTC)
    From: [identity profile] lazarus-long007.livejournal.com
    И вообще, оно таки сильно лучше "Биоволка", где даже пейзажов нету! %)

    Date: 2006-09-12 01:49 pm (UTC)
    From: [identity profile] maelgon.livejournal.com
    Проблема в том, что если от "Биоволка" отталкиваться, тогда это вообще караул.
    0,5, конечно, больше, чем 0,1 - аж в пять раз, но всё равно даже до единицы не дотягивает.

    Profile

    maelgon

    March 2026

    S M T W T F S
    12345 67
    891011121314
    15161718 192021
    22232425262728
    293031    

    Most Popular Tags

    Style Credit

    Expand Cut Tags

    No cut tags
    Page generated Mar. 20th, 2026 04:19 pm
    Powered by Dreamwidth Studios